Долгожданный финиш
23 апреля стартовал 1-й этап Кубка FIA по ралли-рейдам «Tunisia Optic 2000». Уже на первом спецучастке длиной всего 25 км экипаж Родриго и Дуарте Амарал открыли счет «крышам», а несколько экипажей успели и «поплутать», на чем также было потеряно немало драгоценного времени. А впереди участников ожидало 8 боевых дней и 3 тысячи километров…
Если первый спецучасток можно было назвать разогревочным, то второй, протяженностью 295 км, стал настоящим испытанием как для участников, так и для их техники. И в первую очередь для шин – обилие острых камней на трассе плюс высокая скорость прохождения спецучастка увеличивали риск получить прокол. Чем это чревато, в полной мере ощутил на себе победитель первой гонки Леонид Новицкий. Проколов три колеса, россиянин остался без запасных. И когда последовал очередной прокол, Новицкий был вынужден остановиться. Москвич решил дождаться следовавший за ним экипаж Яниса Наглиса и одолжить у него колесо, но, увы, попытка оказалась неудачной – латыш заблудился и миновал место остановки россиян. В итоге машина Новицкого «ковыляла» на трех оставшихся колесах до самого финиша, на чем экипаж потерял катастрофически много времени и был отброшен далеко назад.
Выступление белорусского экипажа в составе Сергея Шкеля и Александра Тараненко на этом этапе можно назвать противоречивым. С одной стороны – хорошая скорость на трассе и в целом неплохой результат. Однако на последних километрах дистанции на автомобиле белорусов неожиданно пропали тормоза – перебило тормозной шланг, и система потеряла всю рабочую жидкость. Из-за этого темп на финишном отрезке пришлось сбросить. Кроме того, после прохождения этого спецучастка потребовалась замена задних амортизаторов. Но эту операцию можно было осуществить только в лагере, до которого оставалось 100 км пути и – ливийская граница, на прохождение которой было потрачено более шести часов. Добраться до бивака удалось лишь поздним вечером, а ремонтные работы продолжались до раннего утра!
Пасхальный день православные участники марафона вновь провели в спортивных заботах. В этот раз предстояло преодолеть еще более длинный (359 км), но очень скоростной спецучасток. Результат нашего экипажа мог бы быть и выше, если бы не вновь давшие о себе знать проблемы с тормозами. Под конец темп пришлось серьезно снизить и уступить несколько мест. Нашим ребятам удалось прибыть в лагерь в середине дня, в отличие от двух предыдущих дней, когда удавалось добраться до бивака лишь поздним вечером. Впрочем, работа над машиной вновь потребовала немало времени: механики команды Владимир Мотуз, Дмитрий Запорощенко и Александр Никончик обслуживали автомобиль до первых африканских петухов. Итоговый результат – 4 часа 25 минут 38 секунд и отставание от лидера более одного часа. После трех боевых дней экипаж занимает 33-е место в абсолютном зачете автомобилей, уступая лидеру 2 часа 27минут 11 секунд.
На следующий день участников и технический персонал ожидал длительный переезд в Идри. Вот она, та самая стереотипная Африка, которую мы знаем еще с детских картинок: верблюды, пальмы и песчаные дюны. И гонка стала напоминать типичный африканский ралли-рейд: на смену степным дорожкам пришли африканские пески. Если три первых спецучастка больше напоминали допы классического ралли, то четвертый спецучасток преподнес участникам первые по-настоящему серьезные испытания. Именно здесь спалил мотор и закончил гонку Леонид Новицкий, здесь же совершил переворот через крышу Аурелиус Петрайтис.
Высокие песчаные дюны стали настоящей преградой для многих экипажей, в том числе – увы – и для наших ребят, которые потеряли слишком много времени, преодолевая эти препятствия. Ситуацию усугубили проблемы с навигационной системой. В итоге на финиш Cергей Шкель и Александр Тараненко прибыли на несколько часов позже расчетного времени, чем заставили всерьез поволноваться всех участников белорусской команды.
Зато о своих приключениях ребята рассказывали с горящими глазами и большим воодушевлением. И уже морально готовились к вызову следующего дня – дистанция пятого спецучастка протяженностью 359 километров обещала новые встречи с дюнами. Действительно, сплошные дюны! Причем первоначально проложенная трасса оказалась настолько сложной, что организаторы разрешили участникам пропускать труднодоступные контрольные точки – дабы не рисковать понапрасну.
Особенность этого этапа – день без сервиса. После окончания спецучастка гонщики в течение 1 часа должны поставить автомобили в закрытый парк. В распоряжении механиков оказалось не более 45–50 минут, чтобы подготовить технику к следующему дню. Что ж, белорусская команда показала настоящий класс, умудрившись за полчаса не только обслужить автомобиль (то есть заправить его, проверить и долить технические жидкости, поменять колеса), но также в экстренном порядке заменить поврежденную защиту днища и пробитый бачок омывателя стекол.
Немного отойдя от гонки, Сергей и Александр рассказали о прошедшем дне. Оказывается, большую часть дистанции за рулем провел Тараненко, имеющий больше опыта участия в ралли-рейдах. То ли мастерство Александра, то ли отменная проходимость автомобиля сыграли решающую роль, однако никаких проблем с преодолением препятствий не было. А ведь весь день участникам пришлось сражаться с высокими дюнами, атакуя их под разным углом и постоянно меняя высоту – двигаясь то вверх, то вниз.
На следующий день белорусская команда вышла на старт рано утром. Сергей Шкель и Александр Тараненко преодолели СУ в боевом режиме и были очень довольны своим темпом, однако на финише их ждало разочарование…
Организаторы объявили об отмене 6-го этапа – накануне перевернулся грузовой автомобиль-техничка «метла». Исходя из соображений безопасности, спецучасток пустили в обычном дорожном режиме, а следовательно, результаты дня в зачет всей гонке не идут! Белорусы восприняли новость с пониманием.
В первый майский день участников ожидал «самый ранний» этап. Экипажи уходили на старт в 4 утра, чтобы покорить очередную порцию пустыни. И в этот день не обошлось без приключений. Подъехав к пескам после первой контрольной точки, россиянин Андрей Иванов увидел застрявший там автомобиль Маурицио Траглио. Ребята остановились и «дернули» машину итальянца тросом, но в результате этого оторвали на своем автомобиле амортизатор. Выйдя из песков, россияне помчались – и тут взрывается колесо (оказалось, что оторванный амортизатор пропорол покрышку). Остановились, и вновь засада… Заблокировались задние двери. Что делать, куда бежать – ведь к запаске не пробраться…. Началось руко- и ногоприкладство. Андрею удалось выбить часть задней двери, но к колесу по-прежнему было не подобраться даже стройному штурману. И только подъехавший Маурицио помог ребятам вырвать дверь! Запаску поменяли и успешно финишировали. Белорусский экипаж на этом этапе финишировал 31-м и переместился по турнирной таблице на 28-е место.
Предпоследний день прошел в спокойном ритме, без особых проблем. Белорусский экипаж по результатам дня занял 35-е место, что позволило переместиться в абсолютном зачете на 26-ю позицию.
Казахскому экипажу (Артур Ардавичус и Денис Березовский) необходимо было упрочить свою вторую позицию в Т2 и увеличить отрыв от преследовавшего их португальца Оливейра. Ребята с первых километров начали атаку и финишировали 19-ми в абсолюте и первыми в Т2. В итоге гонщики отыграли время и твердо расположились на второй позиции. Россиянин Андрей Иванов провел этап в спокойном темпе, но на последней трети гонки его автомобиль застрял в песках. Хорошо, что опыт и мастерство не подвели, и с минимальными потерями экипаж финишировал 24-м. По итогам восьми пройденных этапов Иванов уверенно лидирует в Т2.
Последний этап прошел напряженно. У лидера в категории Т2 Андрея Иванова на трассе возникли технические проблемы с автомобилем, поломка поставила под угрозу первое место на этапе Кубка Мира! Но, к счастью, экипаж с трудом, но сумел финишировать на этапе и завоевал первое место в своей группе.
Казахский экипаж Артура Ардавичуса закончил гонку с серебром в Т2. А белорусский экипаж сражался в Т1, где выступали сильнейшие гонщики, и в результате наши по итогам всей гонки заняли 25-е место в абсолютном зачете. Если бы Сергей Шкель заявился в Т2, то у белорусов был бы третий результат в категории на ралли-рейде «Оптик 2000 Тунис»! Следующий этап Кубка Мира 2008 пройдет в Португалии с 20 по 25 мая.
Лиазон – дорожная секция представляет собой часть маршрута с нормой времени, т.е. обязательный отрезок трассы, который должны преодолеть гонщики, но без учета результата. Как правило, участники стартуют из бивака, едут по лиазону до спецучастка, затем снова по лиазону к следующему биваку.
Бивак – организованный лагерь, в который могут попасть только аккредитованные оргкомитетом лица. На территории бивака гонщики могут отдохнуть, механики отремонтировать спортивную технику и подготовиться к следующему дню.
Спецучасток (СУ) – участок маршрута, который гонщики преодолевают на скорость в реальном времени, тот экипаж, который проезжает участок быстрее всех, и становится победителем.
Категория Т1 – это усовершенствованные автомобили, т.е. у них основные агрегаты имеют модификации.
Категория Т2 – это стандартные серийные автомобили, без конструктивных изменений, но подготовленные по требованиям международной автомобильной федерации (четырехточечные ремни безопасности, омологация, каркас безопасности и т.д.).
Данила ДОЛМАТОВ |