Ранний старт. Польша далеко – Польша рядом
Позади офисная суета, минские городские джунгли, трудовые недели и воскресные дни… впереди – автобаны, море впечатлений, сказочные виды, встреча с друзьями, новые страны… Закончены сборы и отпуск-каникулы начинаются. Команда – наша семья – папа, мама, 9-летний сынишка – младшой (у старшего сына своя взрослая программа). Автомобиль – Фольксваген Пассат, 2,0 дизель, 2007 года выпуска, универсал – зарекомендовал себя как безотказный, комфортный, экономичный (это очень важно в дальних путешествиях) и вместительный. Собраны карты, навигация, проложен маршрут до Чехии…вперед.
Выезд из Беларуси. Варшавский мост
6 утра, Минск только просыпается, а мы уже в пути. Наша первая цель на сегодня – городок Свебодице, что за более известным Вроцлавом в 60-ти километрах (граница Польша-Германия-Чехия – 70-100 км). От Минска до Свебодзице – примерно 970 км. Решено было ехать на Польшу через Варшавский мост, глянули в Интернете очереди на пограничных пунктах – вроде ничего страшного – по 20-40 машин на выезд из РБ. На белорусской стороне – половина машин с польскими номерами – охотники за топливом, которые «накормили» свои машинки белорусским горючим. Белорусскую границу преодолели как на одном дыхании – быстро и без проволочек, забрезжила надежда – быть в нашем пункте В) Свебодзице (Польша) к концу дня и……, как же мы ошиблись. Первый сюрприз – работа польских пограничников. Долгая «нейтралка» на мосту, а потом – раздел на 5 колеек, кто-в какую – это как игра в суперлото. Мы зависли на этой границе на 5 часов….Солнечный, жаркий (27 по Цельсию) день тянулся в ожидании, наша «колейка» просто стояла как вкопанная. И даже не услышанными оказались просьбы одних парней, которые пытались объяснить польским пограничникам, что у них самолет в Варшаве, предъявляли им билеты и просили «понять» их положение. Спустя 5 часов нашего ожидания мы преодолели!!!!! УРА!!!! польскую границу. И...планы быть сегодня в Свебодзице вечером – рухнули. Но такова участь обычного автотуриста, который выезжает за пределы СНГ в Европу. Для них мы по-прежнему варвары, которых нужно мариновать в собственном соку. Возможно, польские пограничники в чем-то правы, но наши службы работают гораздо лучше и быстрее. В который раз убедились! И поехали по просторам бескрайнего европейского океана, без границ и пограничных застав. Вот это истинная свобода для народа!
Цены на топливо в Польше, июль 2011
Первым делом подкрепились в известном всем туристам-белорусам ресторанчике «U Zagrodze», или баре «Pajero» что по левой стороне в 15-20 километрах от границы по направлению на Варшаву. К слову, обед из двух шикарных салатов и огромной тарелки мяса с гарниром (можно порцию смело брать на двоих), напитков (кому – пиво, кому – кола) обошелся в 35 злотых (курс был 3.9/1евро). Прекрасная погода, сытые и довольные, мы мчимся в обход Варшавы, свернув с трассы номер 2 на 19 за Бяло-Подляской. Вечером в 19:00 в польской столице делать нечего - пробки. Впрочем, как повезет. В итоге, решили не рисковать и поехали по менее известным дорогам через Коцк, Демблин, Радом к Томашуву-Мазовецкому, где прямо возле трассы дымит парами завод по выпуску известной белорусам плитки «Апочно». Там 48-я дорога из Радома соединяется с трассой Е67/8 ведущей из Варшавы на Вроцлав, которая сейчас активно ремонтируется. Кстати, деньги Евросоюза в Польше используются по назначению, это конкретно о том, что касается дорог. Ремонты и стройки плавно смещаются от месяца к месяцу и дорожные «артерии» приобретают мировые стандарты. Но!!!
Таких дорожных знаков ооочень много
Дороги с ремонтными участками не перекрыты, ограничено движение и знаки «Змена руху» доводят водителей порой до обреченности. Однако все движутся в меру возможности и весьма организованно. Выскочкам и нарушителям здесь не место, водители уважают друг друга, вот только время на преодоление дорожных участков увеличивается от часа к часу… Проехав весь световой день, к 9 вечера мы оказались у отеля Gorski (трасса Варшава-Катовице 112 км., близ Пятрикова-Трибунальского). Рекомендую всем – и тем, кто устал и тем, кто рассчитывает на комфортный отдых за 50 долларов - номер на троих. Рано утром – шведский завтрак – столы с вкусностями ломятся – польская щедрость и забота о путешественниках чувствуются во всем. Подкрепившись и отдохнув – дальше в путь. Едем кратчайшей дорогой Е67 на Вроцлав вопреки подсказкам навигации, которая пыталась направить нас по автобану E75/S1 через Ченстохову-Катовице к автобану А4-Краков-Вроцлав-Дрезден. По Е67 к Вроцлаву ближе на 150 км, а это сэкономленное время и топливо (на 10-15 евро), и... несмотря на более низкую среднюю скорость – на дисплее навигации высвечивается одинаковое время приезда во Вроцлав.
Увидите с трассы - заезжайте, не пожалеете
Отель Gorski, рекомендую
Так встречает ресторан Gorski посетителей
Бесплатный паркинг под видеонаблюдением прямо перед входом в отель либо за 20 злотых внутри двора
Пейзаж за окном обычный для Польши – ремонты дорог, оживленные трассы…..вот незадача – портится погода. Впереди Вроцлав, который проезжаем за 20 минут, а после него: тучи заволокли небо и накрапывающий дождик сменился ливнем. Мы сворачиваем после выезда с города на настоящий автобан А4, по которому нужно проехать около 40 километров по направлению к Германии. Похоже, в этой части Польши стратегическим направлениям дорог уделяют гораздо больше внимания, чем в восточной, ближе к нашей РБ. А ведь еще 10 лет назад из Вроцлава до Германии можно было проехать лишь по брусчатке. Стратегическое партнерство делает свое дело!
А над дорогой разразился настоящий ливень. Фуры стараются съехать и переждать на обочине, щетки на Пассате работают в режиме нон-стоп, но мы едем вперед под тучу. Все машины едут осторожно, никто не лихачит. Свернули с автобана на дорогу номер 5, которая на карте обозначена красной линией. Узковато, но ехать в дождь по ровному асфальту второстепенной дороги можно. К 15:30 добрались до Свебодзице, пройдена первая тысяча километров. Средний расход на белорусском топливе у Фольксвагена составил 5.5 л/100 км. Тоже неплохо для дальней поездки!
Свебодзице – божий уголок!
В этом маленьком, но очень уютном городке, первое упоминание о котором указано 1203-м годом, проживает около 25.000 человек. Совсем недалеко, в более крупной Свиднице когда-то стояли советские войска. После вывода наших военных в домах поселились люди, а навязанный «Советами» русский язык стали понемногу забывать. А вообще до поляков здесь жили немцы, о чем напоминает немецкая архитектура жилых домов. Рядом в 15-ти километрах отсюда горы, которые отделяют Польшу от Чехии. По словам нашего дяди, к которому мы раньше сюда часто приезжали, поляки с чехами всегда жили дружно. Местные часто наведывались в Чехию за дешевыми продуктами на маршрутном автобусе. Теперь этот шопинг потерял смысл – своих товаров хватает. К слову, продукты питания в Польше качественнее и дешевле, чем у нас. Местные жители живут здесь до 80-90 лет. Трудно представить, через что прошли многие из этих долгожителей. Основным испытанием для многих из них была конечно-же война и дальнейшая оккупация советскими войсками. Наш дядя оказался здесь по случаю нелегкой, но, в итоге, счастливой судьбы. Его, 16-летнего подростка вместе со многими другими жителями нынешней Западной Беларуси во время войны немцы вывезли на работы за линию фронта. Сначала их заставляли рыть окопы, затем развезли многих по частным хозяйствам. Особенно впечатлили его рассказы о немецком порядке. Даже когда на немецкие укрепления были налеты советской авиации, немцы требовали от работников вначале аккуратно сложить лопаты, а затем бежать в укрытие. Ordnung ist ordnung! Затем была работа на хозяина в Эстонии и… долгожданное освобождение, после чего таких же угнанных и прочих пленных и военных отправили на эшелоне прямиком…в Сибирь. О своем пункте назначения дядя и еще несколько таких-же ребят узнали от сопровождающего по вагону красноармейца. Видно пожалел он их настрадавшихся и поведал, что в Сибири их ждут еще более тяжелые работы, но уже под присмотром большевиков и, кроме того, настоящие сибирские морозы. По рекомендации того доброго человека, практически спасшего этих молодых ребят, наш дядя Иван и еще трое выпрыгнули из этого зловещего эшелона в польском Белостоке. На долгих 20 лет вынужденно забыли они о своей, ставшей сразу далекой, Родине и обрели новую и, как оказалось, счастливую жизнь. Вначале дядя учился, затем работал юристом, там же в Белостоке женился на учительнице – красавице из Украины Зосе и впоследствии они переехали за Вроцлов, в Свебодзице – божий уголок.
Вечером посетителей в замке почти нет, да и дождик накрапывает
Здесь с ближайших гор часто дует свежий ветерок, а из крана течет кристально чистая вода не требующая никаких фильтров. На небольшой центральной площади установлен памятник Иоанну-Павлу Второму, а рядом находятся костел Святого Петра и Павла, а также костел Святого Николая. Прогуляться по этому местечку приятно в любое время года. Главное, чтоб погода не подкачала.
Прогулка по замку Ксенж, разминаем ножки
К сожалению, дядя уже умер, но каждый раз, выезжая в Германию, Швейцарию или Чехию на автомобиле, мы бываем в этих благословенных Богом местах. У дяди было чему поучиться. К примеру, он никогда не любил насилия на телеэкране и в жизни, старался побывать в разных красивых местах Европы и, разумеется, на своей родине – Гродненщине в Беларуси. В честь него был назван и наш младший сын Ян. Жизнь длинной в 80 лет прожить – не поле перейти. Светлая дяде Ивану память!
Через горы в Чехию
На следующее утро – снова мелкий дождь, но мы едем в находящийся рядом, четвертый по величине в Польше, замок Ксенж на прогулку. Зонтики, ветровки, кроссовки – и в путь. Замок этот тоже принадлежал знатным немецким и австрийским баронам, история которых это история Европы. Нагулявшись до обеда, принимаем решение – выехать сегодня же в чешский Пльзень – город мастеров пива. Вдруг нам повезет – и за горным перевалом в Чехии не будет дождя. Так и поступаем. Поехали!
Схема парка Карконошского прямо за Шклярской Парембой на паркинге горной дороги
Двигаемся по узкой асфальтовой дороге под моросящим дождем и порывистым ветром к более главной дороге на Чехию. Навигатор упрямо приглашает свернуть на более короткие, но очень похожие на козьи тропы, дороги, ведущие в горы. Спасибо, но мы уже это проходили. По карте в этой части Польши ориентироваться надежнее. И вот, впереди нас ждет поворот на трассу Е65, ведущую через городок Еленя-Гура, горы Корконоши, Шклярскую Парембу, известную нашим горнолыжникам, где есть настоящий горный серпантин и мокрая дорога. Убеждаемся что всё под контролем и нет причин для беспокойства, а для нашего боевого Пассата это и вовсе не испытание. Ведь не обязательно летом ехать на полном приводе в горах по ровной асфальтовой дороге. Для начала заправились на шведском Стат-Ойле в Елене-Гуре настоящей евросоляркой по 4.8 злотых/литр, поскольку в Чехии топливо дороже на 15-20 евроцентов.
Горы преодолели легко, дождь по ту сторону Корконош (уже Чехия) практически и перестал. О том, что на заграничном топливе автомобили «бегут» легче и моторы работают тише – знают все, кто там бывал. За это, соответственно, нужно платить. Границы (в нашем понимании – с постами контроля и т.д.) между странами Евросоюза, как известно нет. О том, что мы въехали в Чехию напоминают кantоry-обменники и киоски с виньетками. Стоимость виньетки (наклейка для автодорог в Чехии – клеится на лобовое стекло) на две недели – 13 евро или 230 крон. Кронами платить предпочтительнее – три евро экономии тоже деньги.
Горный перевал оказался не таким сложным, поскольку Е65 – ключевая трасса для связи Польши и Чехии. Здесь бывает много туристов летом и особенно зимой. Ведь здесь множество горнолыжных трасс. Если кого-то не устраивает польская Шклярская Паремба он всегда сможет переехать на чешскую сторону в Гарахов, Ракитницу или Шплындеров Млын. Но нам нужно попасть в другую сторону Чехии, что поближе к немецкой Баварии. После перевала на чешской стороне встречается масса населенных пунктов, через которые нам нужно проехать, чтобы добраться до автобана, который идет от Праги в сторону немецкого Цитау и Герлица и благополучно заканчивается, не доходя до немецкой границы. Но, судя по признакам, этот автобан на немецкой стороне будет построен, от немецкой границы до автобана А4, который связывает польский Вроцлав с Дрезденом. А там и чехи на своей стороне разберутся. А то из Польши по горам хоть и короче в Чехию, но три часа на этот 150-километровый переезд уходит. Так за неспешной спокойной беседой подъехали к автобану на Прагу. Позади экзотичные горные чешские места – Танвальд, Железный Брод. Красиво, но слегка запущено, поскольку туристов здесь меньше из-за более низких гор и отсутствия горнолыжных курортов. Но даже маленькие горы, поросшие заповедным лесом и горные речки, заставляют любоваться во время остановок. Пасмурно…но дождя нет. И хорошо, что нет, поскольку совсем недалеко расположен чешский Яблонец-над-Нисой и польская Богатыня, где в последние несколько лет были серьезные наводнения, разрушившие дома и унесшие чьи-то жизни. В прошлом году горные реки здесь разлились как раз из-за сильных летних дождей. Сейчас все спокойнее.
Кстати, чехи отличаются своей манерой располагать указатели и знаки так, чтобы никто другой, кроме них не разобрался. Нас выручала навигация, но мы уяснили одну важную вещь – карт никто не отменял!!! Въезжая в страну, где Вы не были хотя бы год – у Вас должна быть либо обновленная навигация, либо – нужно купить на заправке новую карту автомобильных дорог. Автобаны в Чехии и Польше строятся очень быстро, это как поправка на ветер – о ней нельзя забывать. А от Праги до Пльзни – рукой подать – 70 км. В итоге, 350 км от Свебодзиц до Пльзени пройдены за 5 часов, включая горный перевал. Ужинаем мы у друзей – в столице чешского пива – городке Пльзень. Замечательная чешская семья – Елена (родом из Беларуси, моя одноклассница), Владимир – её муж (настоящий чех – всегда спокойный, вежливый и очень внимательный), а также их детишки – сын Витюшка и дочурка Натали. Их радушие и гостеприимство не знают границ. На наш вопрос: «Как жизнь?», они, улыбаясь, отвечают «У нас – всё прекрасно, все здоровы, солнце светит, вот вы приехали – и всё замечательно». Планируем завтрашний день…ну, конечно же – Карловы Вары.
Карловы Вары. Время остановилось…
Вид на галерею с источником Вржидло
Рано-рано поутру собираемся «на воды». Знакомые нас не понимают «Чего ехать туда, где уже были…нужно в новые места, посмотреть неувиденное». Но мы непоколебимы….хотим туда, где собирается курортный бомонд. Подъезжаем к Карловым Варам и как будто мы никуда не уезжали целый год…. Привычная парковка, сквер, река Тепла, вдоль нее выставки местных художников, ларьки с сувенирами. Мне это напоминает всегда сказочный игрушечный городок. Так уютно там быть, как будто мы – часть этой сказки. Вокруг слышится – русская речь, как будто ты и не в Чехии. Рекламные витрины и экскурсоводы зазывают: кто на процедуры, кто на экскурсии. Отдыхающие с поилочками в руках медленно совершают променад, никто никуда не торопится…даже встретилась нам пара, которую мы наблюдаем уже 3-й приезд. Может местные, но не похожи. Зрелых лет мужчина «дон Карлеоне» из Грузии, невысокого роста в черных очках и чуть моложе его спутница.
Старые знакомые
Бережно держат друг друга под руку и прогуливаются по центральной Карловарской аллее. Туда-обратно… нескончаемое количество раз. Ну, Бог с ними, здесь никому ни до кого нет дела – каждый погружен в собственное умиротворение и релаксирует всеми частями тела. Побродили по городу, послушали одну-другую экскурсии, выпили воды из источников (между прочим, в прохладный день водичка пьется гораздо легче, ведь температура источников – от 40 до 76 градусов Цельсия) – согрелись. Конечно же – съели теплые вафельные диски – фирменное угощение Карловых Вар. Заглянули и в костел святой Марии Магдалены, известное место в Карловых Варах – здесь проходят концерты симфонической и органной музыки, разумеется, костел действующий. Это одно из культурных мест этого города, к тому же там необычайно красиво внутри, убедитесь сами (см. фото).
Убранство костела св. Марии Магдалены
Обязательная покупка – водка Бехеровка – фирменный целебный напиток, прославившийся на весь мир. Продается в центре города, в специальном ларьке, продавец – русская девушка, щедро рассказывает о качествах ликера. Мы как-то задумались – какой емкости купить бутылки с Бехеровкой…и я не смогла припомнить – осталось ли что-то у нас дома с прошлого года в запасе. Она, услышав наш разговор, сказала «Молодые люди, нужно не вспоминать – что есть и осталось ли, а покупать не рассуждая, потому что Бехеровка – первое лекарство, которое должно быть в доме». И правильно, напиток проверенный, купили себе и на подарки. Цена от первого продавца около 150 крон за литр.
Из Германии приезжает много казахов (они там живут, а в Карловых Варах - лечатся)
Извозчик утеплился, прохладно...несмотря на июль
На следующий день запланирована поездка в Баварию, от Карловых Вар до Вайдена (Бавария) всего 80 км. А оттуда – в Марианские Лазни, как же не посмотреть музыкальный фонтан.
Отель Пупп, один из самых дорогих в Карловых Варах. Самый большой из всех
Здравствуй, Бавария!
День следующий – едем в Германию. Автобан Е50 в Германию из Пльзни новый, отличный, едешь со скоростью 140 км в час и наслаждаешься. До немецкого Вайдена 102 км. Чешско-немецкая «граница» обозначена знаком с буквой «D» и участком дороги с ограничением скорости до 60 км/час. Бавария встречает на зелеными холмами-полями, залитыми солнцем, идеально ровными дорогами и разбросанными сказочными поселками на вершинах холмов. К слову сказать – русский поэт Федор Тютчев был с 1822 года на дипломатической работе в Баварии (Мюнхен), там он и черпал вдохновение. «Люблю грозу в начале мая…» и «Зима недаром злится…» написаны в Баварии. Балы, картинные галереи, философские дискуссии – это было обязательным атрибутом и частью жизни русского поэта…
Россыпь домиков из сказки
Развадов, место въезда из Чехии в Германию
Ну чем не местный народный автомобиль
Стандарт европейской минипарковки
Мы на баварской территории как свои, наш Пассат гармонично вписывается в дорожную обстановку. Сразу замечаем – насколько здесь все продумано и сделано для людей. Рядом с дорогой – асфальтированная дорожка для велосипедистов, через каждые 5-10 километров – остановки для отдыха: в ухоженном (видном заранее с трассы) месте столики и лавочки, иногда на такой стоянке стоит памятный камень с краткой историей места или открывается прекрасный вид на россыпь домиков на очередном холме. Машины в Баварии – преимущественно – БМВ, Мерседесы и Фольксвагены. Именно на немецких дорогах понимаешь – как должен ехать немецкий автомобиль! Здесь полностью можно расслабиться в дороге и получить наслаждение от путешествия.
Вайден – старинный городок, с небольшим населением и такой истинно немецкой атмосферой. На календаре – субботний день, город отдыхает, жители прогуливаются по улочкам и заседают в кафе. Оказавшись на центральной площади, на пешеходной зоне городка, заметили у ратуши небольшую группу нарядно одетых людей. Свадьба!
Гости сдержанно переговариваются, лица торжественны и светятся улыбками, в руках – бокалы. На лестнице – для фотографа позируют молодожены. В воздухе кружатся серебряные конфетти и раздается колокольный звон… Праздничный момент запечатлен, пара принимает поздравления от гостей, садится в ретромобиль Opel и с достоинством уезжает для продолжения праздника наедине. А гости продолжают общаться и фотографироваться. Вот такая свадьба….никаких тамады, фейерверков и криков «Горько». Это их, чисто немецкий стиль – сдержанность, лоск, красота и сентиментальность. Вот мы и на немецкой свадьбе побывали! Alles gut!
В середине лета в Европе начинаются сезонные распродажи одежды и обуви, коллекций 2011 года. В каждом магазинчике на «sale» Вам предложат вещи, на которые цены снижены порой до 50-60%. Но наивно полагать, что всё «по-дешевке», хорошие «квалитетные» вещи никогда сильно не уценяют и даже со скидкой они порой стоят совсем не дешево. Заслуживает внимания магазин «Engebers», расположенный на пешеходной улице Вайдена. Замечательная девушка из Украины нас обслуживала. Прекрасное отношение, расспросила про Беларусь, угостила кофе-соком, пирожными и шоколадом, сынишке подарили на память книжку. Короче – пока взрослые заняты примерками, дети тоже не скучают. Компетентно и с большим мастерством девушка помогла сделать нам покупки и поблагодарила за визит, договорились о скорой встрече. Мир такой огромный… и в тоже время такой тесный. Русская речь слышится во всей Европе…
Башня с часами
Разумная парковка и дорога, свободная для движения
Вечер в Марианских Лазнях
Так, середина дня – а мы еще собирались в Марианские Лазни. Настраиваем навигатор – и в путь. Заплутав на автобане (там ведется стройка и мы проскочили нужный поворот), мы потратили на путь до Лазней гораздо больше времени, чем ожидали.
Здания ждут инвесторов и ремонта фасадов
Лишь под вечер въехали в Марианские. Были очень удивлены – конец июля, а народу – практически никого. Год назад в это же время здесь яблоку было негде упасть. Немцы, англичане, русские, чехи….буквально толпами прогуливались по городку, все кафешки, рестораны, несмотря на дороговизну, были заполнены.
Пустующее кафе
Этот фонтан музыкальный и световой, но ни того ни друго эффекта мы не увидели в этот вечер
А сейчас…..скудные парочки бродили по пустым аллеям парка, фонтан работал без музыки, вокруг источников пустота.
Можно спокойно наслаждаться красотой
Особый колорит создают здесь семьи казахов. Они приезжают родней по 7-9 человек, гуляют «стаями» и мал и стар…А проживание в отелях «зашкаливает» за 120-200 евро за двухместный номер в сутки. Немцев встретили буквально 2-3 пары, детей как-то совсем не видели….Наверное, кризис в Марианских Лазнях, чего не скажешь по Карловым Варам.
Ценник на пребывание в отеле. Достаточно неплохой вариант
Проголодались, однако, гуляючи. Зашли в пиццерию – что чуть в стороне от центральной части города. Цены вполне приемлемые, большая сытная пицца на троих, сок и два пива – 12 евро за всё. Прекрасный ужин. Выбираясь из городка, снова заплутали (очередной раз – спасибо чешским указателям), зато встретился нам на пути на вершине горы «скромный» отель VIP-статуса – в глубине дикого парка, освещенный хрустальными люстрами с окнами от земли до самой крыши…Въезд к отелю через шлагбаум, охрана, фонтаны…гольф-лужайка. Таких отелей в центре Марианских лазней не видать, это – клубный отель «Esplanade» 5*. Он нас и провожал. Быстро вечерело, надвигались сумерки и не хотелось заплутать в темноте…Но…мы в очередной раз убедились в непредсказуемости дорог…и, как говорится, «пути господни неисповедимы». Серпантин повел нас в гору, еще выше, какой-то населенный пункт с названием «Крсы»….Сынишка сидел в машине с широко открытыми глазами. Места для разворота на узкой «козьей тропе» даже не было. Путь один – только вперед. Закончились «Крсы»…тропа сузилась и пропал асфальт (на карте эта часть пути отмечена тоненькой красной ниточкой, но, судя по карте – дорога то есть). Есть то она есть, но какая…Дремучий лес обнимает дорогу с обеих сторон, тьма сгущается, машин – ни встречных, ни попутных. Кажется – конец цивилизации. В стороне от дороги можно рассмотреть груды камней высотой по 3-4 метра, местные штольни. Ну, если снимать фильм ужасов – то эти места идеально подходят для такого сюжета. Мы ехали, честно скажу, напряженно, под впечатлением от увиденного. И у каждого еще воображение дорисовывало картину. Однако Пассат достойно нас вывез на дорогу пооживленнее и уже через 1,5 часа мы спокойно пили чай в Пльзень, дома у друзей.
Наталья Региневич
Маршрут нашего путешествия
Просмотреть увеличенную карту
Продолжение следует. Во второй части – немецкий Байройт, Люксембург и «шоколадная» Бельгия. |