КОЛЁСА ПОД УГЛОМ
Вы не задумывались никогда над строками сводок ДТП, в которых часто звучат фразы: «…не справился с рулевым управлением, очутился на встречной полосе дороги…»? В большинстве случаев это является последствием неправильных углов установки колес.

Для чего колеса вообще необходимо устанавливать под какими-то углами? Чтобы на качение колеса затрачивалась минимальная мощность, а само качение не сопровождалось значительным износом протектора покрышек, требуется, чтобы колесо стояло перпендикулярно поверхности дороги и в то же время параллельно плоскости соседнего колеса оси. Если установить колесо автомобиля, подвешенного на подъемнике, строго вертикально, то после того, как машину опустят на землю, колесо изменит первоначальную установку и окажется наклоненным. Поскольку такое положение колеса нежелательно, предусмотрены углы развала и схождения колес.
При покупке нового автомобиля необходимо “прислушаться” к его управляемости. Если наблюдается увод автомобиля в сторону, ее бросает на неровностях, то вам прямая дорога на СТО для проведения развала-схождения. При неправильных углах установки колес повышаются нагрузки на ступичные подшипники и шарниры подвески, что, понятно, не способствует их долговечности. Существенно увеличивается износ протектора покрышек: по некоторым данным его интенсивность при неправильных углах установки колес способна возрасти в 8-10 раз. Из-за этого "резину" вместо обычных 60-80 тыс. км пробега придется менять гораздо раньше. Проверить и отрегулировать углы установки на СТО для Жигулей и Ford составляет от 28.000, для внедорожников около 60.000 рублей.
На многих переднеприводных автомобилях в регулировке нуждается только схождение передних колес, а их развал, так же как и углы установки задних колес, для подвески которых используются неразрезные балки, являются нерегулируемыми параметрами. Однако у большинства автомобилей с независимой задней подвеской (это преимущественно заднеприводные автомобили и некоторые модели с передним приводом) регулируются и углы установки задних колес.
 
1) На современном оборудовании можно проверить углы практически на всех дисках и колесах любого диаметра. 2) Проверка схождения с помощью луча
Отчего нарушается развал-схождение?
Это может быть банальный удар, испытанный колесом при попадании в яму, приведший к деформации рычагов, тяг и других деталей подвески и рулевого управления. Но самые распространенные причины - износ подвески и рулевого управления. Не случайно главным условием правильной регулировки углов установки колес является нормальное состояние этих узлов автомобиля. При наличии неисправностей регулировка развала-схождения теряет смысл, поэтому перед тем, как проводить эту процедуру, необходимо подвеску и рулевое управление проверить и отремонтировать. Кроме этого, требуется проверить и, если это возможно, отрегулировать люфт в подшипниках ступиц, довести до нормы давление воздуха в шинах.
Основные критерии, указывающие на необходимость проверки углов установки колес на автомобиле:
- после ремонта ходовой части (замена рулевых тяг, шаровых опор, рычагов подвески, сайлент-блоков и пружин);
- после проведения работ по изменению клиренса автомобиля;
- появился увод или руль изменил свое положение при движении по прямой;
- автомобиль плохо держит дорогу (рыскает);
- реакции на движения рулем запоздалые;
- при торможении автомобиль тянет в сторону или стремится развернуться на скользкой дороге (при отсутствии неисправности тормозной системы);
- при жестком наезде на препятствия, сопровождавшимися погнутостью дисков, пробоем подвески до упоров;
- повышенный износ резины;
- плохой самовозврат руля при выходе из поворота;
- при замене летней резины на зимнюю с большим диаметром.
Поэтому рекомендуется через каждые 20.000-30.000 км пробега проводить проверку углов установки колес и при необходимости выполнять их регулировку. Изменение первоначально выставленных углов может произойти также в результате непредвиденных обстоятельств: деформации верхней и нижней части кузова при аварии, сильных ударах, при наезде на яму, колодец, бордюр.

Кастер (вид сбоку)
Три угла
У любой подвески есть три основных геометрических параметра:
Развал - угол между вертикалью и плоскостью колеса.
Если верхняя часть колеса наклонена к центру автомобиля, то угол развала отрицательный, если наружу - то положительный. При отрицательном (ниже нормы) угле развала пилообразно изнашивается внутренняя часть протектора. При чрезмерном угле происходит равномерный износ наружной части шины.
Как правило, у передних колес современных автомобилей развал нулевой или положительный, то есть верхняя часть колеса немного наклонена наружу. Но на гоночных автомобилях развал делают отрицательным.
Схождение - угол между направлением движения и плоскостью колеса. Величина схождения влияет на прямолинейность движения. На передней оси переднеприводных автомобилей схождение делают нулевым или немного отрицательным.
Схождение также измеряют в миллиметрах (так его проще измерять). Схождение в миллиметрах - это расстояние между задними кромками колес минус расстояние между передними кромками.
На самом деле любой автомобиль очень чувствителен к изменению угла схождения задних колес. Если у машины отрицательное схождение (то есть задние колеса развернуты наружу по ходу движения), тогда в повороте наружное заднее колесо (оно обладает большим сцеплением с покрытием, нежели внутреннее) будет слегка развернуто от центра поворота - и задняя ось будет стремиться обогнать переднюю. У автомобиля появляется склонность к заносу! И наоборот, при положительном схождении (колеса смотрят «внутрь») нагруженное колесо направлено к центру поворота - оно работает на недостаточную поворачиваемость. Слегка сведенные к центру колеса увеличивают стабильность движения по скоростной прямой и помогают подвеске самой «подруливать» в нужную сторону, компенсируя порывы бокового ветра. Поэтому небольшое положительное схождение - хорошо!
Кастер - продольный наклон оси поворота - угол между осью поворота колеса и вертикалью. Это очень важный параметр. Он способствует стабилизации управляемых колес, т. е. позволяет ехать машине прямо с отпущенным рулем. Признаки отклонения величины угла от нормы: увод автомобиля в сторону при движении, разные усилия на рулевом колесе в левых и правых поворотах. Разница в значениях кастера для левого и правого колеса свыше допустимых значений приводит к уводу автомобиля в сторону колеса, имеющего меньшее значение.

Установка оборудования на колесо
Наблюдаем за «развальщиком»
В соответствии с технологией технического обслуживания и ремонта работа должна начинаться с проверки технического состояния автомобиля, а именно свободного хода рулевого колеса, радиального и осевого биения дисков колес, деталей и узлов подвески, люфта в подшипниках ступиц, давления воздуха в шинах. Говоря проще, «развальщик» должен поднять машину на подъемнике и осмотреть ее снизу, подергать за тяги, за колеса, взять манометр и проверить, а при необходимости довести до нормы давление воздуха в шинах. Это естественно, так как регулировать углы на автомобиле с изношенной подвеской и спущенными шинами бессмысленно. Поэтому логично будет сначала отремонтировать машину, а затем регулировать углы.
Обязательная подготовительная операция при «развале» - «компенсации биения обода колеса», чтобы исключить влияние геометрической формы колесного диска на конечный результат. Внешне это выглядит так: вывешивается передний мост автомобиля, навешиваются приборы на колеса, и каждый прибор индивидуально регулируется под то колесо, на котором он находится. На стендах последнего поколения мосты не вывешиваются, а «компенсация» выполняется при прокатывании машины взад-вперед на несколько сантиметров.
Также слесарь должен выставить рулевую рейку в среднее положение. Иными словами, после «развала» при движении автомобиля по прямой спица рулевого колеса должна занять горизонтальное положение, а сам руль должен поворачиваться в разные стороны на одинаковое число оборотов. Если работник сервиса по какой-либо причине забыл это сделать, то автомобиль будет поворачивать в одну из сторон с меньшим радиусом, в другую - с большим.
Еще одна сложность для «развальщика» при проведении регулировочных работ - это прикипевшие резьбовые соединения: эксцентриковый болт передней телескопической стойки и регулировочная тяга в рулевом управлении. Особенно эксцентриковый болт, ответственный за угол развала. Пытаясь повернуть его на необходимый угол, можно сорвать головку. По этой причине недобросовестный слесарь, почувствовав значительное сопротивление, оставляет болт в покое, уже не заботясь о том, чтобы выставить «правильные» углы развала. Опытный «развальщик» может сделать так, что машина поедет прямо, без уводов в сторону, но при этом углы колес будут не в норме. Рядовой автолюбитель заметит это только тогда, когда протектор шин будет неравномерно изношен и потребуется замена покрышек. Именно поэтому к выбору станции технического обслуживания, где будет проводиться «развал», надо подойти как можно серьезнее.

|