Что мы знаем о Японии, кроме того, что в древности там были ниндзя, самураи и велись бесконечные войны между различными княжествами за владение землями? Хороший вопрос, если учесть, что Япония это загадочная страна, в которой до сих пор наилучшим образом сочетаются традиции средневековья и современности.
Судя по книгам и фильмам – Япония постоянно жила войнами, не забывая при этом о развитии своей культуры и искусства. Еще японская культура славится тем, что там всегда были люди, основной задачей которых было совершенствование в чем-либо, независимо от направления – будь это искусство заваривания чая или владение мечом.
В те далекие времена удельные княжества объединялись, чтобы воевать с такими же союзами и в итоге все были подчинены более могущественным кланам. Тогда было очень много воинов, которые обязательно служили кому-либо. Иногда наступало временное перемирие, чтобы все могли перевести дух перед новыми сражение за право обладать миром.
Может сложиться впечатление что Япония – это история бесконечных войн или постоянной эволюции развития человечества? Похоже, что войны были неотъемлемой частью развития японской цивилизации. И только в 20-м веке после Второй мировой наконец все успокоились и встали на путь созидания.
В мирное время японцы перенесли свой воинствующий дух в сферу электроники и автомобилестроения. Так мир получил прекрасные автомобили, которые стали быстро стали популярными из-за экономичных моторов, разнообразной электронной начинки и прославившей «японцев» надежности. Особенно очевидным был прогресс японского автомобилестроения в 90-х. Вся Америка, Европа и Азия пересаживалась на неприхотливые и недорогие японские машины. Европейцы старались производить добротные, крепкие автомобили, но за каждый электропривод нужно было доплачивать, а каждая клавиша, с помощью которой что-нибудь открывалось, двигалось или включалось, обходилась покупателю слишком дорого, что сказывалось на конечной цене автомобиля. А вот хлипкие на ощупь японские малолитражки подкупали своих клиентов своими кнопочками, многие из которых уже были в «базе». Так Япония почти стала править автомобильным миром. А что-же остальные? После бурных 90-х пришла пора все расставить на свои места.
В итоге, американский автопром пришлось срочно спасать из-за устаревших технологий, европейцы подтянули хромающую надежность и перестали жалеть бесплатных опций, что сразу сказалось на увеличении продаж и популярности европейских брендов, а место японцев стали занимать… корейцы. А что-же потомки японских воинов с их неуемным стремлением к завоеваниям мира? Неужели остановились и предпочли спокойствие вместо борьбы, укротив свой воинствующих дух в рамках временного перемирия?
Судя по всему нет. После недавней аварии на Фукусиме японцы снова заняли лидирующие позиции по продажам и постоянно возглавляют всевозможные рейтинги надежности машин, что говорит о важности этого параметра при выборе автомобиля современными покупателями. Почему так много продается новых машин в мире? Ведь новый автомобиль стоит дороже подержанного, быстро теряет в цене и утрачивает первоначальный лоск и новизну. Ответ прост - почти все хотят получить вместе с покупкой нового автомобиля гарантию от продавца, поскольку среди покупателей мало кто разбирается в устройстве автомобиля в целом и сразу оказывается в панике при малейшей поломке. Поэтому многие покупатели хотят получить такое немаловажное потребительское качество товара под названием надежность. Поэтому японцы по-прежнему в цене, хоть и стали здорово отставать от европейских конкурентов по части комфорта, респектабельности, динамичности и даже экономичности, не говоря об управляемости. Электроника стала доступной всем, а немецкие механики, которые всегда были лучшими в мире, быстро наверстали упущенное и стали выпускать очень хорошие автомобили для избирательных покупателей.
Что же получается? Какой класс ни возьми сегодня, по дорожным тестам верх одерживают европейские автомобили. Японцы застряли в успехе 90-х, предлагая покупателю одно и то же меню – надежную электронику, упрощенную шумоизоляцию салона, добротные, но устаревшие «автоматы», прогнозируемую, но недостаточно хорошую управляемость и неважную экономичность на скоростных автобанах. Сегодня в Европе у японцев шансы на выживание резко уменьшились, хотя японские малолитражки по-прежнему покупают фанаты японской техники. В тоже время азиатский и американские рынки, включая российский, по-прежнему помогают оставаться японскому автопрому на плаву.
Если детально разобраться в этом вопросе, то японские автомобили продаются за счет непритязательности своих поклонников, для которых надежность и цена гораздо важнее акустического и ездового комфорта, управляемости и экономичности на скоростных трассах, поскольку в условиях обитания большинства этих покупателей автобанов нет и нужно просто доехать из пункта А в пункт Б. При этом даже и нет речи об отставшем дизайне многих японских моделей различных марок, поскольку на вкус и цвет у каждого свой взгляд. А если говорить о технической стороне вопроса, то у японской техники найдутся свои ярые поклонники, которым не докажешь, что 1000 км, проведенные за рулем японской машины, не сравнимы с поездкой на такое же расстояние в немецкой машине.
Ведь одного водителя полностью устраивает плоское сиденье Хонды или Тойоты, а другой после комфортных сидений БМВ будет чувствовать себя в японской машине как на пуфике для ожидающих клиентов у кабинета врача.
Чем же тогда берут «японцы»? Чтобы разобраться с эти вопросом подробнее, понадобился не один тест-драйв различных представителей японского автопрома, в результате которых прорисовались плюсы и минусы различных японских моделей, появилось понимание духа японской техники и тех покупателей, которые отдают ей предпочтение. Итак, начнем!
Honda CR-V
Не вдаваясь в историю появления этого замечательного автомобиля, можно отметить, что класс компактных городских внедорожников стал чрезвычайно популярным в наше время. А самыми известными родоначальниками этого популярного сегмента были две известных японских модели: Toyota RAV-4 и Honda CR-V.
В нашем кратком тест-обзоре оказались две модели CR-V из двух последних поколений. Более чем достаточно чтобы получить впечатление об этих машинах, которые будут чаще всего встречаться на наших дорогах.
Итак, начнем с Honda CR-V 2.4 i-VTEC 2009 года с 5-ступенчатой автоматической трансмиссией в исполнении Elegance, которая продавалась по обе стороны океана и стала весьма популярной в Беларуси, благодаря дешевой «растаможке» и «биткам», привезенным из США.
Наш экземпляр был целым и попал в Беларусь из немецкого салона в Германии в дореформенном 2010 году, когда за 1000 евро еще можно было растаможить машину. Сегодня в свободное обращение такой автомобиль переведут за отрезвляющие 7200! евро и при этом шампанского на таможне не предложат, также как и более быстрого сервиса.
Но даже сегодня такие подержанные машины кто-то покупает и отдает возросшую таможенную пошлину, чтобы получить подобный экземпляр дешевле, чем можно купить новый в салоне. Значит, есть в этой модели свои достоинства, которые мне захотелось поискать во время непродолжительной недельной эксплуатации.
Первым делом осмотрел авто снаружи. Никаких намеков на коррозию, кроме мест на нижней части крышки багажника, где крепится пластиковая накладка. Похвально, если учесть что известные своей оцинковкой Фольксвагены Пассаты в кузове универсал «расцветают» именно на крышке багажника уже через два года после выезда из автосалона.
Внешний вид . Конечно лакокрасочное покрытие «японца» могло быть потолще, чтобы не оставались всевозможные царапины во время неосторожных касаний.
Салон. Кожаная обивка за 80 000 км пробега абсолютно не заношена и даже сохранила фабричный запах. Сделано для Германии все-таки! Единственное, что пластиковые накладки на дверных порогах заношены из-за большого количества перемещений из салона и обратно.
Далее заглядываю под капот. Здесь все как будто с завода. Вот только легкий налет пыли говорит о нынешних местах пребывания. Судя по сервисным отчетам мотор несколько раз мыли и при этом никакой коррозии на металлических частях корпуса двигателя и навесном оборудовании. В целом, похвально! Первые плюсы CR-V заметны.
Осмотр показывает почти отличное состояние салона, мотора и внешнего вида после 4 лет эксплуатации японской машины в условиях Беларуси. Среди слабых мест можно отметить только худшее, по сравнению с европейцами, качество лакокрасочного покрытия и недостаточную стойкость пластиковых накладок на порогах к внешнимоздействиям.
Техника
Понятно, что многие поклонники Honda выговаривают название своей любимой марки с восхищением и придыханием в голосе. Я смотрю на подобное явление нейтрально. Ведь в любом автомобиле помимо надежности, которой славится Honda, есть еще технические и эксплуатационные параметры. Теперь о нашей CR-V. Под капотом безнаддувная «четверка» объемом 2.4 литра с фирменной системой i-VTEC. При своей принадлежности к славному клану Honda мотор выдает всего лишь скромные 166 л.с. и обладает крутящим моментом 220 Нм при 4300 об/мин. Слабенько, однако! Не утешает и 5-ступенчатая АКПП, которая ошейником висит на хондовском двигателе, что подтвердили первые километры хорошего драйва.
Мне нравится также марка Honda, которая всегда славилась своими взрывными VTEC-моторами. Но в данном экземпляре драйва я не увидел, впрочем, как и ощутимого подхвата двигателя на высоких оборотах. Вместо взрыва - выброс конфетти из новогодней хлопушки, а вместо динамики - судорожный набор скорости под звенящий звук разбуженного мотора и гул 18-дюймомой резины. А за счет повышенных оборотов получается высокий расход топлива, чему способствует не самый совершенный «автомат».
Дороговато обходится такая динамика. И если для меня рев работающего на повышенных оборотах хондовского мотора пока еще симфония, то для моих пассажиров это просто неистовый шум, доносящийся из-под капота. Это все еще та Honda, которая мне понравилась в конце 90-х? Пожалуй, нет. Тогда я ездил на 2-литровом Аккорде и мне казалось, что высокие обороты коленвала, когда хондовский мотор по-настоящему начинает дышать, это здорово, а энергия движения на этом автомобиле может запросто наполнить своими заводными эмоциями водителя. И я даже прощал слабую шумоизоляцию моторного отсека и колесных арок, чрезмерное нагревание салона на летнем солнце и слабые к коррозии арки задних колес. Мотор Honda был для меня чуть-ли не эталоном.
Я был уверен в его неубиваемости и исключительности. Даже прощал при этом слабую паспортную динамику, поскольку при разгоне Аккорда создавалось впечатление, что у тебя действительно динамичный автомобиль. Но в 2010 году и тем более 2014-м от автомобиля хочется большего, чем просто имя бренда. В результате - Honda CR-V 2009 года не впечатляет как шумоизоляцией кузова, так и динамикой разгона, также как и не впечатлила меня CR-V в 2000-м году.
Хорошо, что управляемость на прямых у CR-V в порядке. Но для наших условий первым делом я бы сменил шины на 17-й радиус. Тогда подвеска меньше передавала бы дорожную рябь и не передавала бы на кузов удар от каждого стыка так подробно, как это делает CR-V на 18-дюймовых колесах. Впрочем, машина предназначалась для немецкого рынка и ровного покрытия, а не постоянно ремонтирующихся дорог Беларуси. Зато на руле есть отличное реактивное усилие, хотя вращать баранкой во время парковки из-за тягучего гидроусилителя уже не в кайф.
Наверняка на этом автомобиле ездят нетребовательные к расходу топлива владельцы, для которых 12 литров на «сотню» нормальное явление. Но это в городе, а вот при крейсерской скорости 100 км/час борткомпьютер показывает оптимистичные 8л/100 км, поскольку мотор не крутится в бешеной пляске со скачущими вверх-вниз передачами «автомата», а равномерно вращается на 2 300 об/мин. Добавь в АКПП передач побольше и Honda стала бы экономичнее. Но японцы медлят и… зря, поскольку CR-V в плане техники отстает от своих немецких конкурентов. Плюс на минус равно - Honda CR-V. Противоречивый автомобиль.
Кто выбирает CR-V?
И за что эту машину так полюбили женщины? Я думаю, прежде всего, за высокую посадку и объемный багажник, да еще дети удобно сидят на втором ряду как на высокой галерке. Вот такие семейные ценности есть у Honda CR-V. Добавляем в копилку плюсов более-менее большой дорожный просвет, подключаемый полный привод и настоящую японскую надежность. Ведь за 80 000 километров на нашем автомобиле произошло всего несколько незначительных поломок, среди которых ксеноновая лампа ближнего света стоимостью 100$, замена втулок стабилизатора, два пыльника амортизаторов, датчик положения кузова, шарнир корректора фар, лампа подсветки номера. Список получился не самый объемный и потянул на общую сумму в 650$. Это сегодня и не поломки вовсе а копеечные текущие ремонты по сравнению с затратами на ремонт немецких машин, которые еще не дотянули до японской надежности, хоть и опередили по части динамики, управляемости и комфорта. В итоге – успех Honda CR-V пока обеспечен.
P.S. В следующем обзоре мы "разберем" автомобиль Honda CR-V нового поколения. Узнаем о приемственности и обозначим отличия. Продолжение следует......
Леонид Региневич
Autogazeta.by |