«Бегемот IV»
Кто бы мог подумать, но история полноприводных легковых (!) автомобилей компании Mitsubishi насчитывает уже 74 года! В уже далеком 1936 году эта фирма по заказу военных выпустила свой первый внедорожник – Mitsubishi PX33. Еще раньше, чем это сделали американцы! Правда, в серию эта машина не пошла.
Прошли десятилетия, Mitsubishi не появлялся на рынке внедорожников до тех пор, пока в самом конце 1981 года рынок не взорвал Mitsubishi Pajero. Фактически эта модель и стала родоначальником современных внедорожников.
Прошло 29 лет. И сегодня по дорогам планеты и без них колесят Mitsubishi Pajero уже четвертого поколения. Один из них докатился до нашей редакции и попал к нам в руки.
«Четвертый» Pajero стал более приятным глазу по сравнению со своим предшественником. Однако той грации и величия, которые характерны для самого популярного второго поколения, у него нет. Дизайн у «четверки» все такой же тяжелый, местами несуразный. И народное прозвище «бегемот» машина носит по праву.
Но внешностью ли единой ценен автомобиль? Нет, и еще раз нет!
Пластмассовый интерьер Pajero не вызывает отторжения. Пластик весьма качественный, опрятный. Приятно удивило то, что японцы удержались от соблазна напихать в салон разукрашенной под дерево пластмассы.
Массивная «борода» приютила в себе кучу устройств, начиная от кнопок включения подогрева сидений и заканчивая магнитолой с шестидисковым чейнджером
Массивная «борода» приютила в себе кучу устройств, начиная от кнопок включения подогрева сидений и заканчивая магнитолой с шестидисковым чейнджером. Разобраться со всеми этими «наворотами» не составляет труда – обозначения кнопок понятны любому. Но вот без ста граммов или, если и это не поможет, без прочтения инструкции научиться грамотно пользоваться информационным дисплеем, расположенным на вершине центральной консоли, можно только методом научного тыка.
А жаль, ведь небольшой дисплейчик отображает массу забавной информации. Например, он покажет, в какую сторону вы едете. Или же скажет, на какую высоту вас занесло. А помочь спуститься с той высоты на грешную землю смогут интересные цифры, показывающие средний расход топлива. Очень интересные цифры, к ним мы вернемся чуть позже!
А пока посмотрим дальше, что тут есть, а чего не хватает. Итак, есть велюровый салон. Вроде бы не хватает кожи? Ну, кому как. На мой взгляд, кожаный салон имеет только одно преимущество – его легче мыть. В общем, по мне проще не пачкать салон, чем обжигать летом и морозить зимой спину.
Сиденье водителя удобное. Посадка продумана неплохо. Одна из немногих машин, к которой не надо привыкать. Буквально впервые сел за руль и вот оно – это твое! Конфигурация сиденья оптимальна для человека: высота над полом (регулируется), угол наклона спинки (тоже регулируется), сама форма спинки, длина подушки – все точно рассчитано.
Огромный салон пятидверного внедорожника всего лишь пятиместный. Комплектация того авто, что приехал к нам, не предусматривала откидные сиденья третьего ряда. Зато порадовал глаз огромный багажник. Задние сиденья в Pajero не складываются в пол, а поднимаются вертикально к спинкам передних.
Однако и с учетом этого полезный объем багажника лишь немного не дотягивает до двух кубометров. По бокам в стенках багажника есть несколько потайных кармашков и ниш для мелочи. Естественно, пол также двойной – под ним находится большая ниша, где можно хранить, к примеру, инструмент. А для заначки предусмотрено хорошее место в задней двери! Никто сразу и не догадается, что там можно что-то утаить!
Впрочем, а почему большие размеры салона вызывают такое удивление? Наверное, потому что намозолившие глаз Pajero второго поколения менее просторные. И не удивительно – ведь длина Pajero IV составляет без малого пять метров!
М-да... здоровенная бандура. Интересно, как с ней справляется трехлитровая V-образная «шестерка» мощностью всего-то 178 л.с.?
От винта!
Ездит бензиновый Pajero неплохо, но не более того. Разгон с места уверенный, напористый. Даже можно сказать, шустрый. По крайней мере, убежать со светофора от потока можно. Но только в том случае, если другие водители не знают, что вы с ними соревнуетесь.
На самом деле двигателя явно не хватает для того, чтобы ездить так, как душа пожелает, а не как машина может. Особенно сильно нехватка мощей ощущается при попытке быстрого обгона. Мало того что двигатель надрывается, пытаясь набрать обороты, так еще и «автомат» тупит – пауза между нажатием на педаль газа и переходом коробки вниз слишком заметна.
Можно, конечно, перейти на ручное переключение – тогда добавляется немного резвости. Но, простите, зачем в таком случае покупать машину с «автоматом», если потом все равно вручную переключать передачи? Пусть даже и без необходимости выжимать сцепление.
В общем, чтобы ездить более-менее активно, надо правую ногу не убирать с педали газа. И при этом лучше не смотреть на показания бортового компьютера, о чем говорилось выше. Во время нашего теста «аппетит» у Pajero был молодецкий. После того как я покатался в том же режиме, с той же скоростью и таким же ускорением, как привык это делать, на дисплее красовались цифры более 29 л/100 км. Постепенно я сумел снизить цифру до 18 л/100 км.
Но стало не так скучно, как досадно – так часто мне еще никогда не сигналили. Ведь я своей черепашьей ездой просто тормозил весь транспортный поток. Удивительно, но когда я ездил на таком же Pajero, но с двигателем объемом 3,8 л, расход топлива редко превышал 20 л/100 км. Наверное, потому что с большим мотором не надо так часто втаптывать педаль газа в пол.
Но если закрыть глаза на слабый двигатель, т. е. если отбросить ложную уверенность, что за рулем Pajero любой становится королем дороги, то открываются новые истины. Первая из них – Pajero IV прекрасно управляется. Независимые, но жесткие подвески позволяют совершать резкие маневры без риска потерять управление.
На крутых поворотах при езде на заднем приводе корма норовит, конечно, сорваться в занос. Но система стабилизации, которой оснащен данный автомобиль, моментально гасит все нежелательные движения. Рулевое управление является одним из коньков модели. Настолько внятное и четкое управление встретишь очень редко. Руль легкий, но при этом настолько «прозрачный», что водитель буквально всеми фибрами ощущает, куда и насколько в данный момент повернуты передние колеса.
Другая истина – ходовая часть, вопреки ожиданиям, оказалась на редкость энергоемкой. Езда по разбитой грунтовке не вызывает никаких пробоев. Признаться честно, у меня есть недоверие к независимым подвескам внедорожников, особенно таких, у которых нет рамы. Но Pajero убедительно доказал, что это мои ложные фантазии, не имеющие ничего общего с реальностью.
Третья – это ездовой комфорт. Хотя чему тут удивляться? Японцы всегда умели делать комфортабельные внедорожники. Плавность хода, по меркам внедорожников конечно, очень хорошая. Подвеска уверенно поглощает различные неровности, вплоть до выступающих с асфальта люков или «лежачих полицейских». Конечно, не сказать, что в салон не передается никаких вибраций. Однако не стоит забывать, что вы сидите в салоне внедорожника, а не седана класса F.
Большой внедорожник
О том, что это действительно внедорожник, напоминает небольшая пиктограмма, информирующая водителя из недр щитка приборов о том, что в данный момент включено в раздатке Super Select 4WD III. Римская цифра III говорит, что это уже третье поколение знаменитой трансмиссии Pajero. Хотя, что в ней изменилось по сравнению со вторым вариантом, известно, наверное, лишь маркетологам компании Mitsubishi.
Ну и еще одна подсказка – торчащий с центрального тоннеля рычаг управления этой самой раздаткой Super Select. Вопреки современным тенденциям, инженеры компании не стали переводить управление на модные ныне кнопки, а оставили честный рычаг.
Режимов в раздатке 5: от просто заднего до заблокированного полного с включением пониженной передачи. Подключать полный привод можно на ходу, блокировать межосевой дифференциал можно после остановки. А вот включать пониженный ряд можно только при полной остановке, к тому же и в нейтрали на основной коробке. Кстати, срабатывает коробка очень быстро: только перевел рычаг в положение 4LLc – тут же включилась пониженная.
Такого трансмиссионного запаса хватает для решения многих задач. И даже отсутствие блокировки межколесного дифференциала не оказывает особого влияния на проходимость. Ее роль прекрасно выполняет система M-ASTC, которая включает в себя системы стабилизации (MASC), противобуксовочную (MATC) и помощи при спуске с горы по бездорожью (MEBAC). Такой электронный помощник оказался очень расторопным. Надо лишь не бояться надавить на педаль газа при первых признаках застревания или вывешивания. Электроника тут же, правда, с противным треском, перекидывает крутящий момент с буксующих колес на неподвижные, и Pajero, поскрипывая несущим кузовом, продолжает движение вперед.
Огромная база, здоровенный задний свес при относительно низкой посадке являются естественными ограничителями при движении по оврагам
Проходимость по скользким грязевым местам у Pajero более чем достаточная. Как говорится, лишь бы хватило шин и смелости водителю. Но если впереди маячит участок сильно пересеченной местности, то, возможно, лучше поискать пути объезда. Огромная база, здоровенный задний свес при относительно низкой посадке являются естественными ограничителями при движении по оврагам. Вдобавок к этому у Pajero короткие ходы подвески – даже на небольших косогорах колеса отрываются от земли. А один раз удалось вывесить переднее колесо более чем на полметра над дорогой. Так задрать колесо у нас не получалось еще ни разу.
Эпилог
Pajero IV далеко ушел от своих предков. Он стал более цивилизованным, солидным. И пусть он немного утратил внедороджные свойства, но и тех, что остались, хватит за глаза подавляющему большинству покупателей таких машин. Pajero IV – образец идеального универсального автомобиля, которому по плечу как поездки на природу, так и ежедневная эксплуатация на улицах мегаполиса.
Некоторые технические характеристики Mitsubishi Pajero GLS V6 3.0:
Данные завода-изготовителя для нового автомобиля.
— длина/ширина/высота — 4900/1875/1900 мм;
— объем двигателя — 2972 куб. см;
— мощность двигателя — 178 л.с. при 5250 об/мин;
— крутящий момент — 261 Нм при 4000 об/мин;
— максимальная скорость — 175 км/ч;
— динамика разгона (от 0 до 100 км/ч) — 13,6 с;
— средний расход топлива (заводские данные) — 13 л/100 км.
История модели
Mitsubishi Pajero уже более 28 лет продается на всех континентах. За это время было изготовлено более двух миллионов автомобилей этой модели. В 1982 году первые серийные «паджерики» поступили в продажу в дилерских центрах по всему миру. А история этого автомобиля началась еще в 1976 году, когда на Токийском автосалоне был представлен прототип пляжного автомобиля, созданного на базе выпускавшегося по лицензии Mitsubishi Jeep. С тех пор утекло много воды. Сегодня выпускается уже четвертое поколение этого автомобиля.
Предсерийный образец Mitsubishi Pajero первого поколения был показан на Токийском автосалоне в октябре 1981 года, а уже в мае 1982 года первые машины (трехдверные коротыши) поступили в продажу. В феврале 1983 года появилась длинная пятидверная модификация.
В 1991 году начался выпуск второго поколения Pajero. Это поколение выпускалось до 1999 года, после чего в продажу поступило третье поколение этого внедорожника. А лицензия на второе поколение продана китайской компании Chang Feng Motor, которая производит эту модель до сих пор под брендом Liebao Leopard. Но спрос на Pajero II был настолько велик, что с 2002 года японцы возродили производство этой модели у себя в стране специально для продаж на европейском рынке. Там эта машина называется Pajero Classic.
Третье поколение лишилось заднего моста и рамы. В 2006 году появился «четвертый» Pajro, выпускающийся и поныне.
Плюсы
Просторный салон;
Отличная обзорность;
Энергоемкая подвеска;
Коробка Super Select;
Солидный вид.
Минусы
Большой расход топлива.
Скромная проходимость на пересеченной местности.
Очень короткие ходы подвески.
Неудобные подлокотники.
При закрытых дверях в боковые карманы не залезть.
Дела трансмиссионные
Еще на Mitsubishi Pajero второго поколения появилась знаменитая трансмиссия Super Select (переводится как лучший выбор). Эта трансмиссия позволяет на ходу (на скорости до 100 км/ч) включить один из 3-х режимов трансмиссии: задний привод, полный привод, полный привод с заблокированным межосевым дифференциалом. Всего у раздатки есть четыре основных режима для движения:
2Н – привод только на задние колеса. Этот режим предназначен для хороших асфальтовых дорог;
4Н – постоянный полный привод. Благодаря межосевому дифференциалу с вискомуфтой этот режим можно использовать на любых дорогах, в т. ч. и на сухом асфальте;
4HLc – полный привод с заблокированным межосевым дифференциалом. На асфальте использовать нельзя – только на скользких дорогах;
4LLC – полный привод с заблокированным межосевым дифференциалом и понижающей передачей. Этот режим используется на тяжелом бездорожье.
А вместо сердца пламенный мотор
Кроме трехлитрового двигателя, который установлен на нашем подопытном, Mitsubishi Pajero также комплектуется бензиновым V-образным шестицилиндровым двигателем объемом 3,8 л мощностью 250 л.с. или рядным четырехцилиндровым турбодизелем мощностью 200 л.с. начиная с этого года.
График прохождения ТО
Межсервисный пробег составляет 15 тысяч км.
Одноклассники
SsangYong Rexton – южнокорейский внедорожник, собранный в Казахстане, базирующийся на агрегатах, сделанных по лицензии Mercedes. Rexton сегодня воспринимается как классический внедорожник: кузов посажен на раму, задняя подвеска зависимая, есть демультипликатор. Автомобиль оснащен двигателем объемом 3,2 л мощностью 220 л.с., АКПП с возможностью ручного переключения передач, продается по цене от $ 30.000 в зависимости от комплектации.
Toyota Land Cruiser Prado 150 — легендарный японский классический внедорожник, имеющий рамную конструкцию и зависимую подвеску задних колес. Все продаваемые дилером автомобили оснащаются только автоматической коробкой передач. Двигателей два – объемом 2,7 л (мощностью 163 л.с.) и 4 л (мощностью 282 л.с.). Цена на Prado начинается с $ 50.800 за модель с двигателем объемом 2,7 л и с $ 65.500 за машину с четырехлитровым мотором.
Kia Mohave – еще один автомобиль, собираемый в Казахстане. Конструктивно отличается от Pajero лишь менее продвинутой раздаткой. Mohave комплектуется бензиновым двигателем объемом 3,8 л мощностью 275 л.с. и только автоматической коробкой передач. Цена Kia Mohave начинается с отметки $ 42.000.
Роман КРЕМНЕВ |